Битумы нефтяные строительные: марки и классификации
Нефть (или как она называлась прежде «земляное масло») перерабатывается на очистительных установках с целью получения отдельных фракций (бензин, керосин, масла и т. д.). В результате этого из нефти выделяются ее легкие фракции и остается масса, из которой путем дальнейшей обработки получают нефтяной битум .
Битумы нефтяные строительные (а так же битумы нефтяные кровельные), в отличии от теплоизоляционных кровельных материалов из пенистых пластических масс, находят применение прежде всего в дорожном строительстве и при возведении наземных объектов. Для изоляции покрытий его применяют в основном в виде лаков или мастик, наносимых горячим либо холодным способом или входящих в состав рулонных материалов.
Содержание
1. Свойства нефтяных строительных битумов. ↑
Промышленные битумы нефтяные строительные (кровельные) содержат около 100% битума (золы не более 0,5%). Некоторые природные асфальты также почти полностью состоят из чистого битума, однако обычно в них содержатся еще и примеси, в основном минерального происхождения (тринидадский асфальт содержит в природном состоянии 39%, а после обработки — от 53 до 55% битума). Битум представляет собой коллоидную смесь углеводородных веществ, подразделяющихся на:
- асфальтены;
- смолы;
- масла.
Асфальтены образуют центры, вокруг которых группируются смолы, и эти образования находятся во взвешенном состоянии в масляной фракции. Устойчивость коллоидного раствора и свойства битума, в особенности механические, определяются соотношением асфальтенов, смол и масел.
Дегти в зависимости от вида угля, из которого они получаются, и технологического процесса содержат от 60 до 95% каменноугольной смолы 222. Кроме смолы, в их состав входит от 15 до 40% углеродсодержащих веществ, нерастворимых в сероводороде. Эти вещества определяют коллоидный состав дегтевых масс и их свойства.
Коллоидным составом нефтяных битумов объясняется и явление так называемого течения в холодном состоянии. Под действием тепла нефтяные строительные битумы переходят из твердого состояния в жидкое. Коллоидные связи нарушаются, ядра асфальтенов теряют оболочку смолы, которая переходит в масляную фазу. Такое же явление происходит и при механической нагрузке (прежде всего, при сжатии и растяжении) и без нагревания, когда нарушаются связи коллоидных частиц. Ядра асфальтенов, даже в оболочке смолы, начнут перемещаться и возникает, как уже было сказано, «холодное течение», которое наблюдается на наклонных плоскостях в виде перемещения битумного слоя или битумной ленты.
Нефтяные строительные битумы, изделия из них и их свойства, включая вопросы старения и испытаний, часто становятся предметом обсуждения на многих конференциях и международных симпозиумах.
2. Классификация нефтяных строительных битумов ↑
Классификация (марки) нефтяных строительных (кровельных) битумов по типам и видам основана на способе обработки остатка после дистилляции нефти. После непродолжительной дистилляции образуется жидкий остаток — мазут. В процессе длительной или более эффективной дистилляции получают так называемый прямогонный остаточный битум (CSN 657201 — битумы дорожные нефтяные), а под действием глубокого вакуума — вакуумный остаток битума. Битумы могут быть получены из нефти методом экстракции, например с использованием жидкого пропана или других смесей.
Эти нефтяные битумы называются экстракционными или пропановыми. При дальнейшей обработке остатка после дистилляции, например продувкой остаточного нефтяного битума воздухом, в специальных установках получают окисленные нефтяные битумы, а при слабой продувке — полуокисленные нефтяные битумы.
Нефтяные строительные битумы (марки) подразделяются на:
- битумы дорожные: остаточные А, полуокисленные Р, разжиженные AR.
- битумы окисленные: строительные изоляционные АО — SI, твердые АО — К, для пропитки кабелей АК.
В зависимости от консистенции нефтяные строительные битумы подразделяются на виды соответственно температуре размягчения битума, °С, которая замеряется методом «кольцо и шар» или методом пенетрации (измеряется глубина погружения иглы в десятых долях миллиметра при температуре 25° С), или в соответствии с другими критериями. Наиболее мягкий вид дорожного битума имеет температуру размягчения от 38 до 44° С (глубина погружения 200), а наиболее твердый вид битума — окисленный твердый (АО — К) — имеет температуру размягчения в пределах от 120 до 145° С.
Для гидроизоляционных целей наибольший интерес представляет битум нефтяной окисленный строительный изоляционный АО — SI. В основном он и используется для гидроизоляционных слоев и изготовления рулонных материалов.
В зависимости от способа нанесения нефтяные строительные битумы подразделяются на битумы которые наносятся на поверхность в горячем состоянии либо в холодном состоянии.
Комментариев нет к «Битумы нефтяные строительные: марки и классификации»
Вы должны быть зарегистрированы, чтобы оставить комментарий.